Агентство «Премьера», Санкт-Петербург
тел.: +7 (812) 699-18-82 с 10:00 до 20:00
««декабрь 2018»»
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Козаков Михаил

Народный артист России (1980).


Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РСФСР (1983), художественный руководитель театра «Русская антреприза Михаила Козакова»

Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.

Отец — Козаков Михаил Эммануилович, известный писатель, мать — Никитина Зоя Александровна, литературовед. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.

В 1956 году окончил Школу-студию при МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актера: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», и осенью этого же года — роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре им. В. Маяковского.
С 1956 года по 1959 год – актер Театра имени В. Маяковского;
С 1959 года по 1970 год – актер Театра «Современник»;

В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссер О. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра «Современник»; до этого — Камергер из сказки Е. Шварца «Голый король» — спектакля, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии В. Аксенова «Всегда в продаже» (режиссер О. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого всё на продажу.

На сцене «Современника» сыграл еще несколько ролей в постановках Галины Волчек:
* Адуев-старший в «Обыкновенной истории» И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР);
* Джерри Раин в «Двое на качелях» У. Ибсена;
* Актер в пьесе М. Горького «На дне»;
* Николай I в «Декабристах» Л. Зорина (режиссер О. Ефремов);
* Мастер Живко в «Мастерах» Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др.
С 1971 года по 1972 год – актер МХАТ;
В 1970 году актер уходит из «Современника». Через год после него покинул театр и его основатель — Олег Ефремов. Влекомый доверием к Ефремову, во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в «Идеальном муже» О. Уайльда (режиссер В.Я. Станицын), Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» М. Рощина (режиссер О. Ефремов).

С 1972 года по 1981 год – актер Театра на Малой Бронной;
Во МХАТе Козаков начинает ставить пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Р. Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу. Здесь актер исполнил еще несколько ролей:
* Дон Жуан («Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера, 1973);
* Кочкарев («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1975);
* Ракитин («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1978)
Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит два спектакля: комедию Л. Зорина «Покровские ворота» и пьесу Ю. О`Нила «Душа поэта».
В 1986 году – роль Полония в панфиловском «Гамлете» в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же «Гамлете» немецкого режиссера Петера Штайна.
По признанию самого актера, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Н.Охлопков, О.Ефремов и А.Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника».

Актер активно снимался в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы он сыграл только одну роль в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе.

В 1978 году дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков — режиссер, который определил свое место, обозначил свой стиль. После будут - «Покровские ворота» (1982), «Попечители» по А.Н. Островскому (1983), «Маскарад» М. Лермонтова (1985) и другие.
В годы перестройки Козаков уехал из России. Успешно реализовавшись в Тель-Авивском Государственном камерном театре как актер и режиссер (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в «Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите и др.), Михаил Козаков предпочел вернуться в Москву. Вернувшись в Россию, он создал собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». С 2003 года - актер Московского академического Театра им.Моссовета ("Венецианский купец"- Шейлок, "Король Лир" - Лир).

Многогранность таланта актера раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского, Козаков читает поэзию и на радио, на телеэкране, записывает диски.
В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
В 1997 году вышла «Актерская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.