Агентство «Премьера», Санкт-Петербург
тел.: +7 (812) 699-18-82 с 10:00 до 20:00
««декабрь 2018»»
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Пашутин Александр

ПАШУТИН Александр Сергеевич

Родился 28.01.1943, Москва
Заслуженный артист РФ (1992)

Детство и юность
Александр Пашутин родился 28 января 1943 года в обыкновенной московской семье.
Впервые случилось примерить на себя актерскую профессию еще в детсаду, на утренниках, в образе петуха.
Тогда - то мама будущего актера сказала пророческие слова: «Петух – твоя первая роль».
Потом веселая жизнь в московском Доме пионеров, в знаменитом детском ансамбле песни и пляски имени Локтева.
Гастроли, гастроли, гастроли!
На всю жизнь осталась в памяти актера первая поездка на Украину в августе 1953-го с этим ансамблем.
Александру Сергеевичу было 10 лет, но он запомнил все детали того целого тура - Винница, Канев...
Тогда праздновали воссоединение Украины с Россией, и дети по случаю выступали на центральном стадионе имени Хрущева в Киеве.
И каждому дарили большие коробки конфет и украинские вышиванки, поили парным молоком, тут впервые городской паренек попробовал
украинского борща. Навсегда запомнил июльскую вишню в селах, которая свешивалась ветками
с сельских дворов на дорогу – рви – не хочу. Чудно!

Затем было Суворовское училище и театральный кружок при нем: тут-то театральная бацилла окончательно поселилась
в Александре Пашутине. А дальше понеслось: студия при театре Станиславского, в которую юноша поступил еще после восьмого класса.
Педагог Иван Тарханов тогда сказал своему ученику: «Если есть «витамин ТТ» - талант и темперамент - все будет в порядке».
Но это, скорее всего все же дается природой. Вот эта самая природа и не обделила Пашутина этим своим «ТТ»!
В студии ВТО в то время вместе с Александром Сергеевичем учились Никита Михалков и Инна Чурикова, Марк Гейхман и Лиза Никищихина.
Все два года учебы студийцы были заняты в спектаклях театра, где работал тогда и Евгений Леонов.
И скорее всего именно вот за эти два года учебы человек и понимал, стоит ли ему посвятить свою жизнь этой профессии или нет.
И Пашутин решил для себя твердо и навсегда: «Наверное, стоит». И посвятил.

Театр
Потом были незабываемые годы учебы в школе-студии при МХАТ, где преподавали великие мастера Тарханов и Комиссаров,
Топорков и Массальский. После окончания в 1968 году, молодого актера пригласили в театр Гоголя, не худший, следует отметить,
театр. Правда, Олег Ефремов в то время произнес: «Потерпи там годик и я тебя перетащу в «Современник».
Но он потом взял на себя МХАТ и Пашутин остался в театре Гоголя, где и проработал 13 лет, о чем, кстати, ни дня не пожалел.
С 1985 года Александр Пашутин перешел в театр имени Ермоловой, затем - в Театр имени Моссовета, а с 1996 играет в
«Антрепризе Михаила Козакова».

Кино. Начало пути
Обычно, если театральному актеру удаются роли в кино, то его жизнь разветвляется на киношную и другую, придаточную, театральную.
У Александра Пашутина, к счастью, перекоса не произошло. Он продолжал любить свой театр и снимался в кино.
При этом актер всегда помнил – в каждом фильме нужно сниматься, как в последнем. Иначе если плохо сыграет актер,
то кто-то после скажет: «Да ну его к черту! Он плохой артист». Именно этому неписанному для себя «закону» артист и следует,
правда не часто, слышал и такое: «Саша, картина слабая, но ты – молодец, ты - ничего!»
Вообще, Александр Пашутин считает, что у него развито чутье на слабые картины.
Он даже одно время собирался коллекционировать картины, от которых отказался, чтобы посмотреть их потом на экране.
И действительно – слабые картины оказывались, слабые сценарии, и даже критики не оставляли на них камня на камне.
Первая картина Александра Пашутина была у Петра Тодоровского. В мелодраме «Городской романс» он блестяще сыграл доктора Крича.
Потом был бригадир Качнов в драме «Премия», Семен Семенович Говядин в киноповести «Хождение по мукам»,
Лямин Кирилл Петрович в приключении «Исчезновение» и пассажир, вывихнувший челюсть в катастрофе «Экипаж».
Пашутин все время снимался и никогда не хватался за голову: «Боже мой, чего я такое?».
Кино, да, оно дает известность, или лучше «славу», хотя кому как удобно и нравится… А еще, если быть откровенными,
неплохое финансовое положение, даже и в советское время. И, скорее всего самое главное – опыт.
Ведь Александру Пашутину приходилось сниматься с теми, с кем в театре он никогда бы мог и не встретиться:
Павел Кадочников, Борис Андреев, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян,
Евгений Евстигнеев… У них он, как артист неглупый, набирался опыта. А это важное дополнение к его врожденному «витамину ТТ».

1980-е годы
1984 год стал для Александра Пашутина на редкость съемочным. Его пригласили на роль Гмыря в детективе
«ТАСС уполномочен заявить...» и предложили сыграть Костю Федотова в картине «Профессия – следователь».
Затем были романтическая комедия «Что у Сеньки было?», мелодрама «Зачем человеку крылья»,
образ Платонова в нашумевшей криминальной истории «Приступить к ликвидации», драма «Преферанс по пятницам»,
киноповесть «Я за тебя отвечаю».
И, конечно же, роль интеллигента-архитектора Спиркина в этом, таком продуктивном для артиста году,
в притче большого мастера «мужского кино» Абдрашитова «Парад планет». В экзистенциальной драме режиссер на славу
сложил мужской групповой портрет. Его герои - каждый целый мир, каждый как самостоятельная планета:
звездочет 0лега Борисова в центре компании, Султан из мясного Сергея Шакурова, Пухов с арматурного Петра Зайченко,
советский функционер городского масштаба Сергея Никоненко и «завязавший» Алексея Жаркова. Поистине интересная,
звездная плеяда актеров.
Чуть позже, в 1986 году Александр Пашутин снова снялся у Вадима Абдрашитова в роли Руслана в замечательном фильме о
начале Перестройки - драме «Плюмбум, или Опасная игра».

1990-е годы
Вообще Александру Пашутину везло на внимание именитых режиссеров, мэтров отечественного кино.
Всего же на счету актера свыше восьмидесяти разноплановых ролей. У Эльдара Рязанова он снялся в такой известной картине,
как городская притча, социальная трагикомедия «Небеса обетованные», ярко сыграв машиниста, представителя городской свалки начала
90-х - свалки, на которой живут люди - бомжи, те, кто не смог приспособиться к условиям жестокой действительности,
и которые даже и здесь сильно мешали городским властям и должны были бороться за свои права нищих.
Затем была роль красного комиссара в городской сказке, чудной мелодраме «Привет, дуралеи».
Герой Александра Пашутина органично вписался в то симпатичное аутсайдерство, которое хотел воспеть Рязанов,
и которое должно было объединить влюбленных героев. Все персонажи фильма, блестяще сыгранные Вячеславом Полуниным,
Татьяной Догилевой, Борисом Щербаковым, Александром Ширвиндтом и Ольгой Волковой соответствуют местам и функциям,
которые отвел им мудрый Рязанов.
У Петра Тодоровского Александр Пашутин снялся в фильме о жизни и нравах военного городка в первые послевоенные годы
«Анкор, еще Анкор». Трагическая мелодрама, снятая в стиле «ретро». Александр Пашутин, правда,
в этой ленте был занят в роли второго плана. Хотя, доверив второплановые роли великолепным актерам,
Тодоровский расширил и углубил жизненное пространство своего фильма. Персонажи Пашутина и Никоненко, Ильина и Яковлевой,
Гниловой, Малеванной и Ильина отразили на экране в лицах все многообразие поколения победителей.
А у Андрея Михалкова-Кончаловского в социально-историческом триллере о мрачной эпохе 1930-1950-х годов
«Ближний круг» Александр Пашутин был занят в эпизодической роли.
Первый фильм, как запоздалый отклик на сталинскую тему, столь популярную в эпоху перестройки,
снятый Андреем Михалковым-Кончаловским в России по возвращении из США. Условием продюсера было занять
в главных ролях американских актеров - так появился тут в роли киномеханика формановский Амодей - Том Халс -
и Лолита Давидович в роли его жены. Они играли добросовестно и сочувственно, но все же режиссер, нельзя не заметить,
блестяще сделал все, чтобы они, в меру своего совершенно иного опыта, хоть как-то смотрелись на фоне потрясающе
работающих во второстепенных ролях Александра Пашутина, Ирины Купченко, Евдокии Германовой и Марии Виноградовой.

«Последний герой»
Александр Пашутин - человек открытый и легкий на подъем. Но его никогда не увидишь в дешевых программах и
пошлых ток-шоу, поскольку, несмотря на покладистый характер, Александр Сергеевич хорошо знает себе цену.
Правда, он охотно принял участие в «Последнем герое». Хотя поездка на остров - не была стремлением испытать себя.
Во-первых, актеру в то время было 59 лет. Скорее всего, подумалось: в кои-то веки ещё он попадет в Доминиканскую Республику?
Да никогда в жизни! А тут поехали, да ещё компания была хорошая - люди замечательные, заранее все знали, кто поедет.
Ну и потом, естественно, действительно было интересно испытать свой организм, коэффициент прочности в теле, в мозгах, в психике.
Потому что там же совсем другие условия! Не то что у дома: трёхкомнатная квартира, где стоит только хлопнуть в ладоши:
«Люба, подай!» И жена всё подаёт, как сказочная скатерть-самобранка. Там - на острове, среди океана, среди дикой природы -
условия были совсем другие. Можно сказать даже - никаких условий! Поэтому, конечно, в этом был большой интерес:
попробовать самого себя, кто ты и что ты, как и насколько ты ещё функционируешь. И в итоге вроде и ничего,
есть еще порох в пороховницах у актера Александра Пашутина!

2000-е годы
Удачно Александр Пашутин вписался и в современный кинематограф.
Только за 2004 год им было сыграно около десятка ролей. Роль Шныря в сериале «Боец»,
участие в съемках криминальной драмы «Тайный знак. Формула счастья», строгий и в то же время хитроватый
Семён Натанович Ковлер в киноленте «Надежда исчезает последней», а также роли в фильмах и сериалах:
«Граф Крестовский», «На безымянной высоте», «Узкий мост» и др.
Режиссеры не забывают о талантливом актере, по-прежнему регулярно его приглашая.
Сериалы, полный метр, - Александр Пашутин снимается везде, если считает материал интересным.
И роли то все разные. Вот, например, его Эдуард Георгиевич Орлов из сериала «Люба, дети и завод» (2005) -
типичный советский положительный ветеран труда и неисправимый подкаблучник.
А вот - мужественный генерал Григорьев в сериале «Гибель империи» (2005).
Запомнился и его красавец Трегуб в военном фильме «Ленинград» (2007).
И, конечно же, съемки в Киеве в военном детективе, сериале «Смерть шпионам!» (2007).
Александр Пашутин сыграл одну из главных ролей майора Черепахина, настоящего русского служаки -
доброго, хозяйственного, по-отечески относящегося к солдатам. Александр Сергеевич взахлеб рассказывает о работе,
о съемочной группе, об отличной организации всего процесса: «Я просто очарован режиссером Сергея Лялина!
Даже не думал. Знаете, когда спросили у Жана Габена, что самое главное в фильме, он ответил:
«Во-первых, во-вторых, и в-третьих – хороший сценарий». Так и тут. Отныне, если компания
«Стар-медиа» предложит мне пусть совсем небольшую роль, не раздумывая откажусь от любых других, даже более выгодных».
Такое признание именитого актера дорогого стоит.
Что же должно быть такого в сценарии, чтобы великий актер Александр Пашутин взялся бы за него без раздумий, сходу!
Даже хорошие актеры плохой сценарий не всегда вытягивают. Хотя, были у Пашутина работы…скажем так, все мы люди,
все мы «человеки», все ходим в магазин. И деньги у нас еще никто не отменил. А ведь часто смотришь картину и понятно –
этот актер снимается из-за денег. Так и Александру Сергеевичу пришлось как-то в одном сериале «подсняться»– сценарий никудышний,
играть там было нечего, но о-че-нь хорошо платили. Конечно же, актер понимал, что искусства в этом мало,
и совесть что-то нашептывала... Но у него пятеро внучат, они, правда, не протягивают ручки и не говорят
«дедушка, дай покушать!», но он же, при всем при том все же «дед», любит их всех…
Но и при том при всем актер все же к себе взыскателен, на черную «порнуху» не согласится никогда и не за какие денежки.…

Личная жизнь
Часто актерам, людям творчества, не всегда хватает времени вдоволь побыть отцом, мужем, дедом…
А у Пашутина и тут все в порядке, как говорят «на мази!» Он был, впрочем и есть, хороший папа, он -
хороший дед и неплохой муж. И на жену у актера времени хватает, и на внуков. «Сидя на печке»,
конечно же, он уделял бы им больше времени, но от жены он никогда не слышал:
«Тебя не было дома полтора месяца, надоело!» Она мудрая женщина, тем более что она киевлянка, с Подола.
А еще у Александра Пашутина есть любимая теща, кстати, тоже из Киева. И он ее о-бо-жа-ет! За нее – хоть на амбразуру.
Она, отдать ей должное, за все годы ни одного поперечного слова не сказала! Как такую не любить!
Вообщем-то, по натуре Александр Сергеевич очень уравновешенный. Он никогда не испытывал стрессов, он их даже не знает.
Ну, были у него, как у всех, в личной жизни некоторые неприятности. Но про Пашутина нельзя сказать, что он, к примеру,
от переживаний запивал, он — человек непьющий, или там… вешался, резал себе вены - да упаси Господь! Жизнь так прекрасна!
А вот по поводу спорта - в этом Александр Сергеевич просто сумасшедший! Он ездит в клуб «подкачаться», отлично играет в теннис,
любит поплавать, просто обожает парную… «Всегда говорил, что и киноактёры, и актёры театральные — народ ленивый.
Но надо взять себе за правило, что ты должен своим телом заниматься! Отдай этому хоть час-полтора, но каждый день!» -
советует всем, и собратьям актером и просто народу, Пашутин Александр Сергеевич.